История училища
Предлагаем рассмотреть несколько стилей семейного воспитания - наиболее характерные способы отношения к ребенку, методы воздействия для формирования личности. Попробуйте спроецировать их на свою семью и определить свой стиль воспитания.
1. Попустительский стиль (бесконтрольная свобода действий ребенка)
Причины: родители постоянно заняты собой, своими делами, друзьями, работой.
Отношение к ребенку:
- забота лишь о материальном благополучии, материальное стимулирование;
- равнодушие к внутренним проблемам ребенка;
- постоянная демонстрация двуличия, при гостях «любят» ребенка, а на самом деле безразличны к нему;
- раздражение, вечное недовольство ребенком;
- решение учебных проблем с помощью звонков в вышестоящие инстанции.
Метод воспитания: «кнут и пряник».
Способы воздействия: скандал, спор, упрек, ирония, физическое насилие, угрозы, иногда похвала.
Жизненные установки ребенка:
- не существует запретов и правил поведения;
- идеал - я сам;
- смысл жизни - материальные блага (деньги, удовольствие).
Свойства характера: самоуверенность, недобросовестность, грубость, завышенная самооценка (не хочет трудиться, учиться, но требует высокой оценки своей деятельности),
неблагодарность, угодничество, приспособленчество (сделает в срок только то, что выгодно; стремится найти подход к тем, кто выгоден).
Рекомендации службы СППС: что делать
1.Научиться правильно пользоваться методами поощрения и наказания ребенка.
2.Больше времени уделять ребенку, стараться понять его внутренний мир.
3.Наладить тесную связь с училищем, чтобы больше знать о ребенке.
Вывод: К сожалению, попустительский стиль воспитания сегодня широко распространен. Приспособленец востребован, но счастлив ли он?
2. Состязательный стиль (поиск в ребенке чего-либо выдающегося)
Причины: свойства характера родителей.
Отношение к ребенку:
- постоянное сравнение с чужим ребенком;
- записывание в кружки, секции, клубы без согласия ребенка;
- повышенное внимание к успехам в учебе, творчестве, спорте - чаще напоказ;
- постоянная демонстрация достижений ребенка;
- неудовлетворенность успехами ребенка;
- отсутствие внимания к человеческим качествам ребенка;
- защита ребенка от всех и всегда, даже, если он неправ.
Основной метод воспитания: «вверх по лестнице».
Способы воздействия: физическое наказание, принуждение, окрик, игнорирование просьб ребенка, материальное поощрение, беседы о славе и будущей карьере.
Жизненные установки ребенка:
- главное-превосходство над другими;
- идеал - сильная личность;
- смысл жизни - быть лучше всех.
Свойства характера: сила воли (все время неосознанно находится в поиске славы), добросовестность, эгоизм, преданность (если имеет друга, то на всю жизнь), общительность (лидер класса), властность (любит и умеет подчинять более слабого), конфликтность (если результат не устраивает, идет на конфликт, спор, скандал; обычно такой ребенок подвержен различным заболеваниям вследствие хронической усталости.
Рекомендации службы СППС: что делать
1.Наладить тесную связь с училищем, чтобы знать о конфликтах ребенка с одноклассниками и учителями.
2.Помогать ребенку преодолевать вредные привычки, формировать
положительные свойства характера, истинный смысл жизни и истинный идеал.
3.Учить осмыслению своих поступков.
4.Развивать умение слышать других людей.
5.Перестать сравнивать своего ребенка с другими.
Вывод: Чаще всего состязательный стиль воспитания широко используется теми родителями, которые сами в детстве стремились к славе, но так и не достигли ее; они не понимают, что в погоне за результатом могут искалечить психику ребенка.
3. Рассудительный стиль (полная свобода действий ребенка под контролем родителей)
Причина: вера родителей в силы собственного ребенка.
Отношение к ребенку:
- демонстрация уверенности в том, что ребенок сам по себе может выбрать дело по душе и нести за него ответственность;
- своевременная помощь в различных делах, но не выполнение их за ребенка;
- интерес к делам ребенка, но не к душевному состоянию;
- постоянное участие в делах класса и училища;
- забота о достоинстве и чести ребенка, уважение его мнения;
- внимание и доброжелательность по отношению к друзьям ребенка.
Основной метод воспитания: «сам должен все уметь».
Жизненные установки ребенка:
- участие в семейных советах наравне с взрослыми;
- идеал – вождь;
- смысл жизни – материальные блага.
Свойства характера: трудолюбие (умеет работать без понуканий), доброта, уважение к старшим и младшим, активность, упрямство (не признает критики ни в свой адрес, ни в адрес своей семьи), принципиальность (имеет навыки самоконтроля и саморегуляции), может быть злопамятен.
Рекомендации службы СППС: что делать
1.Доверять, но контролировать, так как из лучших побуждений ребенок может натворить ошибок.
2.Заботиться о расширении кругозора.
3.Развивать у ребенка уверенность, что он любим всегда, вне независимости от ситуации.
Вывод: Рассудительный стиль воспитания имеет много положительного, но развивает в ребенке излишнюю самоуверенность, что впоследствии осложняет взаимопонимание с окружающим миром.
4. Предупредительный стиль (ни на минуту ребенок не остается без внимания и опеки)
Причины: болезненность ребенка с раннего возраста; особенности характера родителей.
Отношение к ребенку:
- определение круга интересов ребенка без учета его мнения;
- четкая регламентация поведения ребенка;
- ограждение от общения со сверстниками;
- удовлетворение любой прихоти;
- тревожность по отношению к самостоятельным поступкам ребенка;
- отсутствие внимания к нравственному воспитанию ребенка;
- нетерпеливость;
- непринятие требовательных учителей.
Основной метод воспитания: «делай, как я говорю!»
Жизненные установки ребенка:
- главное - собственный «мирок»
- смысл жизни – материальные блага.
Свойства характера: равнодушие к окружающему миру (все внимание к собственному «мирку»), отсутствие моральных принципов (завидует, ябедничает, предает, обманывает, если это выгодно), некритичность (следует чужому мнению, легко вовлекается в любые компании), несамостоятельность (постоянно ждет указаний со стороны), тихое непослушание, недисциплинированность, рассеянность, медлительность, пассивность. Такой ребенок может пользоваться своим заболеванием; способен много трудиться для своего «мирка».
Рекомендации службы СППС: что делать
1.Наладить тесное сотрудничество с училищем, чтобы
заинтересовать ребенка жизнью окружающего мира.
2.Воспитывать самостоятельность и ответственность за собственные поступки.
3.Развивать в ребенке стремление иметь идеал и высокий смысл жизни.
Вывод: Использовать предупредительный стиль многие родители вынуждены, но его обязательно следует сочетать с положительными элементами других стилей, чтобы подготовить ребенка к взрослой жизни.
5. Контролирующий стиль (свобода ребенка строго контролируется)
Причины: ребенок воспитывается (лся) в детском доме или опекунской семье; сами родители в детстве были в таких же условиях.
Отношение к ребенку:
- жесткий диктат (что надеть, как себя вести, с кем дружить, куда ходить – решают родители), показные действия родителей;
- невнимание к мнению ребенка, его внутреннему миру;
- непринятие учителей, одноклассников,
- постоянное недовольство поведением ребенка;
- отсутствие ласки, теплоты, похвалы, понимания, поддержки;
- отсутствие возможности показать себя с лучшей стороны.
Основной метод воспитания: «яйца курицу не учат».
Способы воздействия: унижение, оскорбления, угрозы,
- нравоучения, насмешки, ирония, физическое наказание, выговор, командный тон, окрик.
Жизненные установки ребенка:
- собственная жизнь – повод для беспокойства;
- идеал – физически крепкий, богатый герой экрана;
- смысл жизни – материальные блага.
Свойства характера: замкнутость, боязнь совершить ошибку, несамостоятельность, неуверенность, коллективизм (стремление защищать друзей), недисциплинированность, беспощадность, жестокость, отрицание авторитетов.
Рекомендации службы СППС: что делать
1.Установить тесный контакт с училищем с целью знакомства с педагогическими методами и способами воспитания в семье.
2.Предоставить ребенку свободу выбора при разумном контроле.
3.Искренне хвалить ребенка за значимые достижения.
Вывод: Родители обязаны владеть знаниями по педагогике и психологии, чтобы воспитать в ребенке самостоятельность, дисциплинированность, дружелюбие. Тотальный контроль здесь не помощник.
6. Сочувствующий стиль (все внимание только семье)
Причины: отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие одного из родителей.
Отношение к ребенку:
- максимальная забота о физических потребностях ребенка, чтобы у него все было в пределах разумного;
- привлечение ребенка к обсуждению дел семьи;
- заинтересованность в помощи ребенка;
- внимание к делам в училище, к друзьям ребенка;
- доброжелательность, настойчивость в своих требованиях;
- стремление поддержать авторитет своего ребенка среди одноклассников;
Основной метод воспитания: «помоги семье».
Жизненные установки ребенка:
- всегда добиваться поставленной цели, несмотря ни на какие
- трудности;
- идеал – своя семья;
- смысл жизни – счастье своей семьи.
Свойства характера: сила воли (всегда добиваться желаемого), активность, доброта, милосердие, честность, трудолюбие, добросовестность; безынициативность, безразличие по отношению к делам друзей, класса, училища. Такой ребенок часто недоверчив: долго и осторожно выбирает друзей, не доверяет знакомым, учителям. Ему нравится быть на виду у взрослых, которые могут его оценить по достоинству; он очень жалеет родителей, поддерживает во всем.
Рекомендации службы СППС: что делать
1.Воспитывать в ребенке доверие к людям.
2.Расширить кругозор ребенка.
3.Участвовать в совместных с училищем делах.
Вывод: Название стиля неслучайно: добиваясь сочувствия к себе, родители не заботятся о любви своего ребенка к окружающему миру. Это может иметь грозные последствия в будущем (депрессия, болезни, если не добьется цели).
7. Гармоничный стиль (стремление всех членов семьи к согласию и взаимопониманию)
Причины: ребенок любим уже с самого момента рождения независимо от того, какой он.
Отношение к ребенку:
- принятие ребенка как счастья для всей семьи;
- внимание к нравственному воспитанию (правилам жизни, проверенным традициям своего народа);
- предотвращение конфликтов как с ребенком, так и друг с другом;
- согласованные требования к ребенку;
- неприятие насилия;
- обучение здоровому образу жизни своим примером;
- проявление любви, понимания;
- систематический контроль за учебой, поведением в училище и общественных местах;
- требовательность к исполнению обязанностей по дому, в училище;
- интерес к развитию внутреннего мира ребенка;
- открытость для училища и друзей ребенка.
Основной метод воспитания: «ребенок – дар».
Жизненные установки ребенка:
- любовь к жизни;
- идеал – совершенный человек;
- смысл жизни – самосовершенствование.
Свойства характера: жизнерадостность, искренность, доверие к людям, сочувствие, правдивость, твердость в отстаивании своего мнения; трудолюбие, умение сосредоточиться на главном; активность, любознательность, рассудительность, правильная самооценка, бесстрашие перед трудностями.
Рекомендации службы СППС: что делать
1.Постоянно укреплять согласие и взаимопонимание в семье.
2.Стремиться не подорвать веру в себя.
3.Самим постоянно совершенствоваться, быть примером.
4.Помогать ребенку осваивать путь духовной жизни.
Вывод: Гармоничный стиль воспитания дает ребенку возможность развиваться интеллектуально, морально и творчески, создает психологическую атмосферу счастья.