Стили семейного воспитания
Предлагаем рассмотреть несколько стилей семейного воспитания - наиболее характерные способы отношения к ребенку, методы воздействия для формирования личности. Попробуйте спроецировать их на свою семью и определить свой стиль воспитания.
1. Попустительский стиль (бесконтрольная свобода действий ребенка)
Причины: родители постоянно заняты собой, своими делами, друзьями, работой.
Отношение к ребенку:
- забота лишь о материальном благополучии, материальное стимулирование;
- равнодушие к внутренним проблемам ребенка;
- постоянная демонстрация двуличия, при гостях «любят» ребенка, а на самом деле безразличны к нему;
- раздражение, вечное недовольство ребенком;
- решение учебных проблем с помощью звонков в вышестоящие инстанции.
Метод воспитания: «кнут и пряник».
Способы воздействия: скандал, спор, упрек, ирония, физическое насилие, угрозы, иногда похвала.
Жизненные установки ребенка:
- не существует запретов и правил поведения;
- идеал - я сам;
- смысл жизни - материальные блага (деньги, удовольствие).
Свойства характера: самоуверенность, недобросовестность, грубость, завышенная самооценка (не хочет трудиться, учиться, но требует высокой оценки своей деятельности),
неблагодарность, угодничество, приспособленчество (сделает в срок только то, что выгодно; стремится найти подход к тем, кто выгоден).
Рекомендации службы СППС: что делать
1.Научиться правильно пользоваться методами поощрения и наказания ребенка.
2.Больше времени уделять ребенку, стараться понять его внутренний мир.
3.Наладить тесную связь с училищем, чтобы больше знать о ребенке.
Вывод: К сожалению, попустительский стиль воспитания сегодня широко распространен. Приспособленец востребован, но счастлив ли он?
2. Состязательный стиль (поиск в ребенке чего-либо выдающегося)
Причины: свойства характера родителей.
Отношение к ребенку:
- постоянное сравнение с чужим ребенком;
- записывание в кружки, секции, клубы без согласия ребенка;
- повышенное внимание к успехам в учебе, творчестве, спорте - чаще напоказ;
- постоянная демонстрация достижений ребенка;
- неудовлетворенность успехами ребенка;
- отсутствие внимания к человеческим качествам ребенка;
- защита ребенка от всех и всегда, даже, если он неправ.
Основной метод воспитания: «вверх по лестнице».
Способы воздействия: физическое наказание, принуждение, окрик, игнорирование просьб ребенка, материальное поощрение, беседы о славе и будущей карьере.
Жизненные установки ребенка:
- главное-превосходство над другими;
- идеал - сильная личность;
- смысл жизни - быть лучше всех.
Свойства характера: сила воли (все время неосознанно находится в поиске славы), добросовестность, эгоизм, преданность (если имеет друга, то на всю жизнь), общительность (лидер класса), властность (любит и умеет подчинять более слабого), конфликтность (если результат не устраивает, идет на конфликт, спор, скандал; обычно такой ребенок подвержен различным заболеваниям вследствие хронической усталости.
Рекомендации службы СППС: что делать
1.Наладить тесную связь с училищем, чтобы знать о конфликтах ребенка с одноклассниками и учителями.
2.Помогать ребенку преодолевать вредные привычки, формировать
положительные свойства характера, истинный смысл жизни и истинный идеал.
3.Учить осмыслению своих поступков.
4.Развивать умение слышать других людей.
5.Перестать сравнивать своего ребенка с другими.
Вывод: Чаще всего состязательный стиль воспитания широко используется теми родителями, которые сами в детстве стремились к славе, но так и не достигли ее; они не понимают, что в погоне за результатом могут искалечить психику ребенка.
3. Рассудительный стиль (полная свобода действий ребенка под контролем родителей)
Причина: вера родителей в силы собственного ребенка.
Отношение к ребенку:
- демонстрация уверенности в том, что ребенок сам по себе может выбрать дело по душе и нести за него ответственность;
- своевременная помощь в различных делах, но не выполнение их за ребенка;
- интерес к делам ребенка, но не к душевному состоянию;
- постоянное участие в делах класса и училища;
- забота о достоинстве и чести ребенка, уважение его мнения;
- внимание и доброжелательность по отношению к друзьям ребенка.
Основной метод воспитания: «сам должен все уметь».
Жизненные установки ребенка:
- участие в семейных советах наравне с взрослыми;
- идеал – вождь;
- смысл жизни – материальные блага.
Свойства характера: трудолюбие (умеет работать без понуканий), доброта, уважение к старшим и младшим, активность, упрямство (не признает критики ни в свой адрес, ни в адрес своей семьи), принципиальность (имеет навыки самоконтроля и саморегуляции), может быть злопамятен.
Рекомендации службы СППС: что делать
1.Доверять, но контролировать, так как из лучших побуждений ребенок может натворить ошибок.
2.Заботиться о расширении кругозора.
3.Развивать у ребенка уверенность, что он любим всегда, вне независимости от ситуации.
Вывод: Рассудительный стиль воспитания имеет много положительного, но развивает в ребенке излишнюю самоуверенность, что впоследствии осложняет взаимопонимание с окружающим миром.
4. Предупредительный стиль (ни на минуту ребенок не остается без внимания и опеки)
Причины: болезненность ребенка с раннего возраста; особенности характера родителей.
Отношение к ребенку:
- определение круга интересов ребенка без учета его мнения;
- четкая регламентация поведения ребенка;
- ограждение от общения со сверстниками;
- удовлетворение любой прихоти;
- тревожность по отношению к самостоятельным поступкам ребенка;
- отсутствие внимания к нравственному воспитанию ребенка;
- нетерпеливость;
- непринятие требовательных учителей.
Основной метод воспитания: «делай, как я говорю!»
Жизненные установки ребенка:
- главное - собственный «мирок»
- смысл жизни – материальные блага.
Свойства характера: равнодушие к окружающему миру (все внимание к собственному «мирку»), отсутствие моральных принципов (завидует, ябедничает, предает, обманывает, если это выгодно), некритичность (следует чужому мнению, легко вовлекается в любые компании), несамостоятельность (постоянно ждет указаний со стороны), тихое непослушание, недисциплинированность, рассеянность, медлительность, пассивность. Такой ребенок может пользоваться своим заболеванием; способен много трудиться для своего «мирка».
Рекомендации службы СППС: что делать
1.Наладить тесное сотрудничество с училищем, чтобы
заинтересовать ребенка жизнью окружающего мира.
2.Воспитывать самостоятельность и ответственность за собственные поступки.
3.Развивать в ребенке стремление иметь идеал и высокий смысл жизни.
Вывод: Использовать предупредительный стиль многие родители вынуждены, но его обязательно следует сочетать с положительными элементами других стилей, чтобы подготовить ребенка к взрослой жизни.
5. Контролирующий стиль (свобода ребенка строго контролируется)
Причины: ребенок воспитывается (лся) в детском доме или опекунской семье; сами родители в детстве были в таких же условиях.
Отношение к ребенку:
- жесткий диктат (что надеть, как себя вести, с кем дружить, куда ходить – решают родители), показные действия родителей;
- невнимание к мнению ребенка, его внутреннему миру;
- непринятие учителей, одноклассников,
- постоянное недовольство поведением ребенка;
- отсутствие ласки, теплоты, похвалы, понимания, поддержки;
- отсутствие возможности показать себя с лучшей стороны.
Основной метод воспитания: «яйца курицу не учат».
Способы воздействия: унижение, оскорбления, угрозы,
- нравоучения, насмешки, ирония, физическое наказание, выговор, командный тон, окрик.
Жизненные установки ребенка:
- собственная жизнь – повод для беспокойства;
- идеал – физически крепкий, богатый герой экрана;
- смысл жизни – материальные блага.
Свойства характера: замкнутость, боязнь совершить ошибку, несамостоятельность, неуверенность, коллективизм (стремление защищать друзей), недисциплинированность, беспощадность, жестокость, отрицание авторитетов.
Рекомендации службы СППС: что делать
1.Установить тесный контакт с училищем с целью знакомства с педагогическими методами и способами воспитания в семье.
2.Предоставить ребенку свободу выбора при разумном контроле.
3.Искренне хвалить ребенка за значимые достижения.
Вывод: Родители обязаны владеть знаниями по педагогике и психологии, чтобы воспитать в ребенке самостоятельность, дисциплинированность, дружелюбие. Тотальный контроль здесь не помощник.
6. Сочувствующий стиль (все внимание только семье)
Причины: отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие одного из родителей.
Отношение к ребенку:
- максимальная забота о физических потребностях ребенка, чтобы у него все было в пределах разумного;
- привлечение ребенка к обсуждению дел семьи;
- заинтересованность в помощи ребенка;
- внимание к делам в училище, к друзьям ребенка;
- доброжелательность, настойчивость в своих требованиях;
- стремление поддержать авторитет своего ребенка среди одноклассников;
Основной метод воспитания: «помоги семье».
Жизненные установки ребенка:
- всегда добиваться поставленной цели, несмотря ни на какие
- трудности;
- идеал – своя семья;
- смысл жизни – счастье своей семьи.
Свойства характера: сила воли (всегда добиваться желаемого), активность, доброта, милосердие, честность, трудолюбие, добросовестность; безынициативность, безразличие по отношению к делам друзей, класса, училища. Такой ребенок часто недоверчив: долго и осторожно выбирает друзей, не доверяет знакомым, учителям. Ему нравится быть на виду у взрослых, которые могут его оценить по достоинству; он очень жалеет родителей, поддерживает во всем.
Рекомендации службы СППС: что делать
1.Воспитывать в ребенке доверие к людям.
2.Расширить кругозор ребенка.
3.Участвовать в совместных с училищем делах.
Вывод: Название стиля неслучайно: добиваясь сочувствия к себе, родители не заботятся о любви своего ребенка к окружающему миру. Это может иметь грозные последствия в будущем (депрессия, болезни, если не добьется цели).
7. Гармоничный стиль (стремление всех членов семьи к согласию и взаимопониманию)
Причины: ребенок любим уже с самого момента рождения независимо от того, какой он.
Отношение к ребенку:
- принятие ребенка как счастья для всей семьи;
- внимание к нравственному воспитанию (правилам жизни, проверенным традициям своего народа);
- предотвращение конфликтов как с ребенком, так и друг с другом;
- согласованные требования к ребенку;
- неприятие насилия;
- обучение здоровому образу жизни своим примером;
- проявление любви, понимания;
- систематический контроль за учебой, поведением в училище и общественных местах;
- требовательность к исполнению обязанностей по дому, в училище;
- интерес к развитию внутреннего мира ребенка;
- открытость для училища и друзей ребенка.
Основной метод воспитания: «ребенок – дар».
Жизненные установки ребенка:
- любовь к жизни;
- идеал – совершенный человек;
- смысл жизни – самосовершенствование.
Свойства характера: жизнерадостность, искренность, доверие к людям, сочувствие, правдивость, твердость в отстаивании своего мнения; трудолюбие, умение сосредоточиться на главном; активность, любознательность, рассудительность, правильная самооценка, бесстрашие перед трудностями.
Рекомендации службы СППС: что делать
1.Постоянно укреплять согласие и взаимопонимание в семье.
2.Стремиться не подорвать веру в себя.
3.Самим постоянно совершенствоваться, быть примером.
4.Помогать ребенку осваивать путь духовной жизни.
Вывод: Гармоничный стиль воспитания дает ребенку возможность развиваться интеллектуально, морально и творчески, создает психологическую атмосферу счастья.
Скажи насилию «НЕТ»
Памятка для родителей
Скажи насилию «НЕТ»
Как поддержать стабильность и благополучие в семье?
Слушайте друг друга, дайте понять, что вас интересует содержание разговора, и вы понимаете, о чем идет речь. Способность слышать является более ценной способностью, нежели умение говорить.
Стремитесь узнать друг друга как можно лучше: интересуйтесь увлечениями подростка, его мнением, им самим. Те, кто занят исключительно собой и своими проблемами, не могут полноценно контактировать друг с другом.
Хвалите друг друга.
Большинство родителей часто высказывают неудовлетворение, когда им что-то не нравится. Однако немногие помнят о том, что нужно и хвалить за хорошее поведение.
Входите в положение друг друга.
Очень часто мы не замечаем того, что происходит в душе друг друга. Каждый член семьи должен ставить себя на место другого, стараясь понять его мысли и переживания. В этом случае вы становитесь более терпимыми к друг другу.
Не критикуйте друг друга.
Зачастую именно склонность к критике разжигает ответную критику. Критика не должна задевать чувства достоинства, она должна нести позитивный посыл. Делая замечание, не забудьте найти также и то, за что можно похвалить друг друга.
Не приказывайте.
Приказы вызывают естественное сопротивление. Чтобы избежать этого, переформулируйте приказ в вопрос или просьбу.
Умейте признавать свои ошибки.
Если вовремя признать и исправить свои ошибки, то можно избежать множества ссор и конфликтов. Умение понимать и признавать свои слабости помогает успешно владеть к конфликтной ситуации.
Ищите компромиссы.
Обсуждайте возможные пути выхода из сложившейся ситуации. Необходимо учиться предвидеть последствия своих поступков.
Эмоциональное злоупотребление:
Может принимать формы словесного, духовного или психологического оскорбления. Оно включает действия или бездействие родителей, или опекунов, которые могут причинить серьезные поведенческие, когнитивные, эмоциональные или душевные расстройства или стать их причиной.
Физическое злоупотребление:
Нанесение ребенку телесных повреждений. Это может включать нанесение ожогов, удары разного характера, тряску, пинки, побои и другие виды физического насилия. Такие телесные повреждения являются физическим злоупотреблением независимо от того, хотел взрослый причинить ребенку вред или нет. Например, телесное повреждение может быть результатом чрезмерного дисциплинарного наказания или физического наказания, не соответствующего возрасту ребенка.
Сексуальное злоупотребление:
Ненадлежащее сексуальное поведение с ребенком включает ласки гениталий ребенка, принуждение ребенка ласкать гениталии взрослого, половой контакт, инцест, изнасилование, эксгибиционизм и сексуальную эксплуатацию. Оно связано
Грубое обращение с детьми можно разделить на четыре категории:
с принуждением, обманом, подкупом, угрозами или давлением на ребенка с целью вызвать сексуальные ощущения или активность. Сексуальное злоупотребление происходит, когда старший или более осведомленный ребенок или взрослый использует ребенка для получения сексуального удовольствия. Сексуальное злоупотребление – это злоупотребление властью над ребенком и нарушение его права на нормальные, здоровые, доверительные отношения.
Отсутствие заботы:
Неспособность обеспечить основные потребности ребенка. Отсутствие заботы может быть физическим, образовательным или эмоциональным. Физическое отсутствие заботы может включать неспособность обеспечить надлежащее питание или одежду, медицинское обслуживание, надзор или защиту от природных условий. Оно может включать оставление детей. Образовательное отсутствие заботы включает неспособность обеспечить ребенку обучение или удовлетворение его особых потребностей в образовании, а также допущение частых прогулов. Психологическое отсутствие заботы включает недостаток любви и эмоциональной поддержки и неспособность защитить ребенка от злоупотреблений, включая разрешение ребенку участвовать в употреблении наркотиков и алкоголя.
Такие виды насилия оказывают на детей разрушающее действие. Они подрывают их здоровье и способность нормально учиться и общаться. Они оставляют физические и эмоциональные следы, которые могут привести к длительным травмам. Более того, данные исследований показывают, что насилие порождает насилие: более вероятно, что подвергавшийся насилию ребенок станет родителем применяющий насилие.
Рекомендации СППС
РЕКОМЕНДАЦИИ специалистов
по предотвращению возникновения дезадаптации
у детей в кадетском училище
Учебный год для ребят с первого года обучения в кадетском училище начинается с процесса адаптации, то есть приспособления, привыкания к новым условиям обучения, воспитания и т.д.
Адаптация — это способность организма, психики, личности приспосабливаться к различным изменившимся условиям внешней среды или жизни.
Для ребят, только что оторвавшихся от родителей и школьных товарищей, это сложный процесс, заключающийся в приспособлении к новым условиям учебной деятельности и общения (складываются отношения с новым ученическим коллективом и новыми преподавателями, воспитателями), в целом автономной от семьи жизни.
Внешние условия, влияющие на процесс адаптации:
- повышенные умственные, физические и психологические нагрузки;
- новые, непривычные социальные условия: перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе;
- наличие дисциплинарной составляющей.
Внутренние условия, влияющие на процесс адаптации:
- отсутствие внутренней готовности и желания (желание обучатся в училище навязано родителями или другими социально значимыми взрослыми);
- отсутствие навыков самообслуживания и любви к труду;
- низкий уровень развития коммуникативных качеств;
- неумение строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами;
- состояние здоровья
На успешность адаптации учащихся к новому типу учебного заведения влияет множество факторов: личный опыт подростка, багаж школьных знаний, уровень его коммуникативной и общей культуры. Учащиеся часто бывают по прибытию в училище не готовы к лишению привычных условий опеки и образа жизни. Время и успешность адаптации или социализации зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.
Противоречие, возникающее между учебными и дисциплинарными требованиями, предъявляемыми к кадетам, и их реальными возможностями, и состоянием здоровья, могут негативно сказываться на процессе адаптации, соответственно, создается ситуация дезадаптации.
Дезадаптация — несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.
Признаками социально-психологическая дезадаптации являются:
- повышенная тревожность и неуверенность в себе;
- агрессивность и чувство малоценности;
- чрезмерное увлечение компьютерными играми, интернет-общением;
- длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений.
Некоторые из Вас уже читали советы других психологов, как реагировать на слезы ребенка в процессе телефонных разговоров.
Советы правильные, четко сформулированные и своевременные по сегодняшний день.
Итак, как реагировать на слёзы и уговоры в телефонных разговорах?
- Спокойно выслушивать эмоции. Давать обратную связь: сказать, что понимаете его чувства. Объяснять ребенку, почему он чувствует то, что чувствует («просто все для тебя сейчас новое и пока непонятное до конца, поэтому ты волнуешься, переживаешь, боишься, скучаешь… и плачешь…. Но! это всё временно, поверь, сынок/доченька, внучек/внучка, брат/сестра!») И переключать разговор на тему событий дня Вашего и его? Возможно, заранее продумать что спросите, что расскажите…
- Хвалить училище (вне зависимости, что вы думаете на самом деле). Рассказывать, как восхищалась сыном, например, бабушка, когда увидела его фото в форме. Рассказывать, как вы всей семьёй собираетесь на мероприятие, где сын будет торжественно принимать обязательство кадета.
- Если истерики сильные, то можно идти маленькими шагами. Давай до каникул посмотрим, а там решим. Скоро Новый год, приедешь на праздник, и все обсудим и тд. Тянуть время иногда полезно.
- Регулировать тон голоса в разговоре, не допускать тревожных ноток: ой, а как ты поел? Ох, не вкусно? А форма не мала? Обижает ли тебя кто? Ой, двойку получил? Тревога родителей передаётся детям. А у них тревоги и так достаточно.
- Включить рациональность. Даже если вам это не свойственно, постарайтесь. Не поддавайтесь на провокации, не сулите дорогих подарков в увольнении, не обсуждайте преподавателей и воспитателей с ребёнком.
И ещё важно понимать, что:
Слезы – это выплеск сильных эмоций, природная реакция на стресс (сейчас у всех адаптационный период!) Именно слезы позволяют снизить нервное напряжение.
А кому, как не близкому и родному человеку доверить самое сокровенное, тревожное и… искреннее… «попросить» поддержки и силы духа!
Поэтому Ваша задача выслушать и эмоционально отозваться:
«Я тебя понимаю. Я тебя очень люблю и горжусь тобой! Я с тобой! Ты справишься!»
Рекомендации по предотвращению возникновения дезадаптации
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в общении. Выражайте всем видом и речью спокойствие и уверенность, что ваш ребенок справится. Задавайте вопросы: «Что он сам может сделать?», «Чем Вы можете ему помочь?»
- Активизация внутренних мотивов учения. Такой побудительной силой может быть стимул стать военным или летчиком (личная заинтересованность).
- Доверительная атмосфера, в которой ребенок может обратиться с любым вопросом к родителю. При этом взрослый должен быть авторитетом для подростка.
- Разговаривая, старайтесь понять своего ребенка, его чувства, не навязывая свою точку зрения. Если Ваш ребенок говорит ощущениями, просто слушайте его и вникайте. Как только он увидит, что Вы понимаете его, он перейдет на логичный разговор, в ходе которого, скорее всего, обратится к Вам за советом.
- Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими детьми.
- Первые месяцы обучения в училище становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему поддержку.
- Поддержкой может быть и подсказанный ребенку выбор поведенческих реакций. Не все дети обладают полным набором адекватных способов поведения. Предлагая на выбор несколько вариантов, взрослый тоже будет влиять на развитие мотивации достижения, а не избегания удач, что важно для адаптации и гармоничного формирования личности.
- Необходимо вместе с ребенком анализировать его ошибки, формулировать параметры оценки успеваемости.
- Не следует умалять важность чувств ребенка на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Отнеситесь к ним серьезно и не используйте фразы типа: «Разве это проблема?», «То ли еще будет…».
- Опирайтесь на сильные стороны и возможности ребенка, помогая определить, как исправить слабые стороны.
Полезные советы про безопасность в интернете
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПРО БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ
Безопасный интернет нужен детям с малых лет
Используй псевдоним (логин), не сообщай своё имя и фамилию, не высылай фотографию.
Не ходи по незнакомым сайтам и ссылкам (особенно тем, что обещают крупный выигрыш или приз), можно попасть в «небезопасную зону».
Помни о личной безопасности, веди себя осторожно: никогда не сообщай информацию о себе.
Относись с осторожностью к публикации личных фото. Не выкладывай фото других людей без их согласия.
Прекрати общение и не возобновляй его, если тебя оскорбили, сообщи об этом взрослым!
Виртуальное знакомство не должно перерасти в реальное. Если такое решение принято, встреча должна состояться в общественном месте и под контролем взрослых.
Помни, что в виртуальном мире действуют те же правила вежливости, что и в реальном.