Памятка МВД
РЕКОМЕНДАЦИИ специалистов
по предотвращению возникновения дезадаптации
у детей в кадетском училище
Учебный год для ребят с первого года обучения в кадетском училище начинается с процесса адаптации, то есть приспособления, привыкания к новым условиям обучения, воспитания и т.д.
Адаптация — это способность организма, психики, личности приспосабливаться к различным изменившимся условиям внешней среды или жизни.
Для ребят, только что оторвавшихся от родителей и школьных товарищей, это сложный процесс, заключающийся в приспособлении к новым условиям учебной деятельности и общения (складываются отношения с новым ученическим коллективом и новыми преподавателями, воспитателями), в целом автономной от семьи жизни.
Внешние условия, влияющие на процесс адаптации:
- повышенные умственные, физические и психологические нагрузки;
- новые, непривычные социальные условия: перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе;
- наличие дисциплинарной составляющей.
Внутренние условия, влияющие на процесс адаптации:
- отсутствие внутренней готовности и желания (желание обучатся в училище навязано родителями или другими социально значимыми взрослыми);
- отсутствие навыков самообслуживания и любви к труду;
- низкий уровень развития коммуникативных качеств;
- неумение строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами;
- состояние здоровья
На успешность адаптации учащихся к новому типу учебного заведения влияет множество факторов: личный опыт подростка, багаж школьных знаний, уровень его коммуникативной и общей культуры. Учащиеся часто бывают по прибытию в училище не готовы к лишению привычных условий опеки и образа жизни. Время и успешность адаптации или социализации зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.
Противоречие, возникающее между учебными и дисциплинарными требованиями, предъявляемыми к кадетам, и их реальными возможностями, и состоянием здоровья, могут негативно сказываться на процессе адаптации, соответственно, создается ситуация дезадаптации.
Дезадаптация — несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.
Признаками социально-психологическая дезадаптации являются:
- повышенная тревожность и неуверенность в себе;
- агрессивность и чувство малоценности;
- чрезмерное увлечение компьютерными играми, интернет-общением;
- длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений.
Некоторые из Вас уже читали советы других психологов, как реагировать на слезы ребенка в процессе телефонных разговоров.
Советы правильные, четко сформулированные и своевременные по сегодняшний день.
Итак, как реагировать на слёзы и уговоры в телефонных разговорах?
- Спокойно выслушивать эмоции. Давать обратную связь: сказать, что понимаете его чувства. Объяснять ребенку, почему он чувствует то, что чувствует («просто все для тебя сейчас новое и пока непонятное до конца, поэтому ты волнуешься, переживаешь, боишься, скучаешь… и плачешь…. Но! это всё временно, поверь, сынок/доченька, внучек/внучка, брат/сестра!») И переключать разговор на тему событий дня Вашего и его? Возможно, заранее продумать что спросите, что расскажите…
- Хвалить училище (вне зависимости, что вы думаете на самом деле). Рассказывать, как восхищалась сыном, например, бабушка, когда увидела его фото в форме. Рассказывать, как вы всей семьёй собираетесь на мероприятие, где сын будет торжественно принимать обязательство кадета.
- Если истерики сильные, то можно идти маленькими шагами. Давай до каникул посмотрим, а там решим. Скоро Новый год, приедешь на праздник, и все обсудим и тд. Тянуть время иногда полезно.
- Регулировать тон голоса в разговоре, не допускать тревожных ноток: ой, а как ты поел? Ох, не вкусно? А форма не мала? Обижает ли тебя кто? Ой, двойку получил? Тревога родителей передаётся детям. А у них тревоги и так достаточно.
- Включить рациональность. Даже если вам это не свойственно, постарайтесь. Не поддавайтесь на провокации, не сулите дорогих подарков в увольнении, не обсуждайте преподавателей и воспитателей с ребёнком.
И ещё важно понимать, что:
Слезы – это выплеск сильных эмоций, природная реакция на стресс (сейчас у всех адаптационный период!) Именно слезы позволяют снизить нервное напряжение.
А кому, как не близкому и родному человеку доверить самое сокровенное, тревожное и… искреннее… «попросить» поддержки и силы духа!
Поэтому Ваша задача выслушать и эмоционально отозваться:
«Я тебя понимаю. Я тебя очень люблю и горжусь тобой! Я с тобой! Ты справишься!»
Рекомендации по предотвращению возникновения дезадаптации
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в общении. Выражайте всем видом и речью спокойствие и уверенность, что ваш ребенок справится. Задавайте вопросы: «Что он сам может сделать?», «Чем Вы можете ему помочь?»
- Активизация внутренних мотивов учения. Такой побудительной силой может быть стимул стать военным или летчиком (личная заинтересованность).
- Доверительная атмосфера, в которой ребенок может обратиться с любым вопросом к родителю. При этом взрослый должен быть авторитетом для подростка.
- Разговаривая, старайтесь понять своего ребенка, его чувства, не навязывая свою точку зрения. Если Ваш ребенок говорит ощущениями, просто слушайте его и вникайте. Как только он увидит, что Вы понимаете его, он перейдет на логичный разговор, в ходе которого, скорее всего, обратится к Вам за советом.
- Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими детьми.
- Первые месяцы обучения в училище становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему поддержку.
- Поддержкой может быть и подсказанный ребенку выбор поведенческих реакций. Не все дети обладают полным набором адекватных способов поведения. Предлагая на выбор несколько вариантов, взрослый тоже будет влиять на развитие мотивации достижения, а не избегания удач, что важно для адаптации и гармоничного формирования личности.
- Необходимо вместе с ребенком анализировать его ошибки, формулировать параметры оценки успеваемости.
- Не следует умалять важность чувств ребенка на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Отнеситесь к ним серьезно и не используйте фразы типа: «Разве это проблема?», «То ли еще будет…».
- Опирайтесь на сильные стороны и возможности ребенка, помогая определить, как исправить слабые стороны.