Социально-педагогическая и психологическая службы
Рекомендации СППС
РЕКОМЕНДАЦИИ специалистов
по предотвращению возникновения дезадаптации
у детей в кадетском училище
Учебный год для ребят с первого года обучения в кадетском училище начинается с процесса адаптации, то есть приспособления, привыкания к новым условиям обучения, воспитания и т.д.
Адаптация — это способность организма, психики, личности приспосабливаться к различным изменившимся условиям внешней среды или жизни.
Для ребят, только что оторвавшихся от родителей и школьных товарищей, это сложный процесс, заключающийся в приспособлении к новым условиям учебной деятельности и общения (складываются отношения с новым ученическим коллективом и новыми преподавателями, воспитателями), в целом автономной от семьи жизни.
Внешние условия, влияющие на процесс адаптации:
- повышенные умственные, физические и психологические нагрузки;
- новые, непривычные социальные условия: перемена места жительства, отделение от семьи, переход к самостоятельному быту, изменение питания, жизнь в новом коллективе;
- наличие дисциплинарной составляющей.
Внутренние условия, влияющие на процесс адаптации:
- отсутствие внутренней готовности и желания (желание обучатся в училище навязано родителями или другими социально значимыми взрослыми);
- отсутствие навыков самообслуживания и любви к труду;
- низкий уровень развития коммуникативных качеств;
- неумение строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами;
- состояние здоровья
На успешность адаптации учащихся к новому типу учебного заведения влияет множество факторов: личный опыт подростка, багаж школьных знаний, уровень его коммуникативной и общей культуры. Учащиеся часто бывают по прибытию в училище не готовы к лишению привычных условий опеки и образа жизни. Время и успешность адаптации или социализации зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.
Противоречие, возникающее между учебными и дисциплинарными требованиями, предъявляемыми к кадетам, и их реальными возможностями, и состоянием здоровья, могут негативно сказываться на процессе адаптации, соответственно, создается ситуация дезадаптации.
Дезадаптация — несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования.
Признаками социально-психологическая дезадаптации являются:
- повышенная тревожность и неуверенность в себе;
- агрессивность и чувство малоценности;
- чрезмерное увлечение компьютерными играми, интернет-общением;
- длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений.
Некоторые из Вас уже читали советы других психологов, как реагировать на слезы ребенка в процессе телефонных разговоров.
Советы правильные, четко сформулированные и своевременные по сегодняшний день.
Итак, как реагировать на слёзы и уговоры в телефонных разговорах?
- Спокойно выслушивать эмоции. Давать обратную связь: сказать, что понимаете его чувства. Объяснять ребенку, почему он чувствует то, что чувствует («просто все для тебя сейчас новое и пока непонятное до конца, поэтому ты волнуешься, переживаешь, боишься, скучаешь… и плачешь…. Но! это всё временно, поверь, сынок/доченька, внучек/внучка, брат/сестра!») И переключать разговор на тему событий дня Вашего и его? Возможно, заранее продумать что спросите, что расскажите…
- Хвалить училище (вне зависимости, что вы думаете на самом деле). Рассказывать, как восхищалась сыном, например, бабушка, когда увидела его фото в форме. Рассказывать, как вы всей семьёй собираетесь на мероприятие, где сын будет торжественно принимать обязательство кадета.
- Если истерики сильные, то можно идти маленькими шагами. Давай до каникул посмотрим, а там решим. Скоро Новый год, приедешь на праздник, и все обсудим и тд. Тянуть время иногда полезно.
- Регулировать тон голоса в разговоре, не допускать тревожных ноток: ой, а как ты поел? Ох, не вкусно? А форма не мала? Обижает ли тебя кто? Ой, двойку получил? Тревога родителей передаётся детям. А у них тревоги и так достаточно.
- Включить рациональность. Даже если вам это не свойственно, постарайтесь. Не поддавайтесь на провокации, не сулите дорогих подарков в увольнении, не обсуждайте преподавателей и воспитателей с ребёнком.
И ещё важно понимать, что:
Слезы – это выплеск сильных эмоций, природная реакция на стресс (сейчас у всех адаптационный период!) Именно слезы позволяют снизить нервное напряжение.
А кому, как не близкому и родному человеку доверить самое сокровенное, тревожное и… искреннее… «попросить» поддержки и силы духа!
Поэтому Ваша задача выслушать и эмоционально отозваться:
«Я тебя понимаю. Я тебя очень люблю и горжусь тобой! Я с тобой! Ты справишься!»
Рекомендации по предотвращению возникновения дезадаптации
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в общении. Выражайте всем видом и речью спокойствие и уверенность, что ваш ребенок справится. Задавайте вопросы: «Что он сам может сделать?», «Чем Вы можете ему помочь?»
- Активизация внутренних мотивов учения. Такой побудительной силой может быть стимул стать военным или летчиком (личная заинтересованность).
- Доверительная атмосфера, в которой ребенок может обратиться с любым вопросом к родителю. При этом взрослый должен быть авторитетом для подростка.
- Разговаривая, старайтесь понять своего ребенка, его чувства, не навязывая свою точку зрения. Если Ваш ребенок говорит ощущениями, просто слушайте его и вникайте. Как только он увидит, что Вы понимаете его, он перейдет на логичный разговор, в ходе которого, скорее всего, обратится к Вам за советом.
- Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими детьми.
- Первые месяцы обучения в училище становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы взрослые увидели, насколько важна для подростка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему поддержку.
- Поддержкой может быть и подсказанный ребенку выбор поведенческих реакций. Не все дети обладают полным набором адекватных способов поведения. Предлагая на выбор несколько вариантов, взрослый тоже будет влиять на развитие мотивации достижения, а не избегания удач, что важно для адаптации и гармоничного формирования личности.
- Необходимо вместе с ребенком анализировать его ошибки, формулировать параметры оценки успеваемости.
- Не следует умалять важность чувств ребенка на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем. Отнеситесь к ним серьезно и не используйте фразы типа: «Разве это проблема?», «То ли еще будет…».
- Опирайтесь на сильные стороны и возможности ребенка, помогая определить, как исправить слабые стороны.
Полезные советы про безопасность в интернете
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ПРО БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ
Безопасный интернет нужен детям с малых лет
Используй псевдоним (логин), не сообщай своё имя и фамилию, не высылай фотографию.
Не ходи по незнакомым сайтам и ссылкам (особенно тем, что обещают крупный выигрыш или приз), можно попасть в «небезопасную зону».
Помни о личной безопасности, веди себя осторожно: никогда не сообщай информацию о себе.
Относись с осторожностью к публикации личных фото. Не выкладывай фото других людей без их согласия.
Прекрати общение и не возобновляй его, если тебя оскорбили, сообщи об этом взрослым!
Виртуальное знакомство не должно перерасти в реальное. Если такое решение принято, встреча должна состояться в общественном месте и под контролем взрослых.
Помни, что в виртуальном мире действуют те же правила вежливости, что и в реальном.
Памятка для родителей
Главная опасность, от которой надо оберегать детей, - их родители.
Б.Шоу
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. Помогите своему ребенку избежать депрессии. Что можно предпринять?
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистичный настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное-собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени проводил на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия-психофизиологическое состояние. Необходимо поддержать физическое состояние подростка в этот период.
И, в-четвертых, если есть какие-то изменения в поведении подростка, которые вы не можете объяснить, необходимо обратиться за консультацией к специалисту-психологу, психотерапевту.
Памятка "Мифы о выборе профессии"
Памятка для детей и родителей
«Мифы о выборе профессии»
Мифы о престижности профессии
Миф № 1. Престижная профессия всегда востребована.
Сразу следует провести границу между понятиями «престижная профессия» и «востребованная профессия». Престижная – это профессия, которая относится к наиболее авторитетным, уважаемым в обществе. Востребованная – это профессия, которая относится к наиболее необходимым на данном этапе тем или иным отраслям промышленности, науки, сельского хозяйства и т.д., и представители которой имеют наиболее хорошие перспективы трудоустройства. Многие традиционно престижные профессии оказываются невостребованными в тот или иной период. Кроме того, как правило, оценивается профессионализм принимаемого на работу человека, а не запись в его дипломе.
Миф № 2. Престижные профессии подходят всем.
Совершенно очевидно: не каждому идет модная прическа, одежда, обувь. Точно так же не каждому подойдет и престижная, модная профессия. Если у молодого человека нет к ней ни интереса, ни способностей, ни признания, то, даже получив соответствующий диплом, он не сможет полноценно самореализоваться, будет испытывать постоянно чувство неудовлетворенности.
Миф № 3. Престижная профессия – гарантия высокого заработка.
Утверждение, что высокий заработок – привилегия престижных профессий, всего лишь домысел. Оплачивается конкретный труд, высокое умение. Так, представители многих «непрестижных» профессий стали престижными специалистами.
Миф № 4. Все престижные профессии интересные.
Интерес – свойство конкретной личности. А значит одно и то же занятие для одних будет захватывающим, а для других – скучным.
Мифы и стереотипы,
которые мешают сделать правильный выбор в будущей профессии:
Миф № 1. Профессия должна выбираться одна и на всю жизнь.
Ничего подобного! С каждым годом в мире появляется все больше новых профессий. Научно-технический прогресс приводит к изменению многих областей деятельности. Чтобы удержаться на плаву, многим людям приходится постоянно повышать свою квалификацию, осваивать новые навыки, а иногда и профессии.
Наконец-то, вы имеете полное право разочаровываться в выбранной профессии, утратить к ней интерес. Это нормально! Тем более, что лишних знаний не бывает. Рано или поздно они обязательно окажутся полезными, к примеру, юрист, имеющий в активе еще и диплом экономиста, - просто находка для кадровиков любой крупной компании.
Миф № 2. Профессия должна быть престижной и высокооплачиваемой. Иначе можно оказаться на обочине жизни.
Сегодня модным и престижным считается одно, но завтра ценности могут поменяться. «Модная» профессия, вызывающая отвращение и скуку, - хуже ничего не придумаешь! К тому же бум на те или иные профессии – дело временное. Если рынок ими пресыщен, то и оплата труда падает. А если это еще и профессия, которая изначально-то тебя тяготила? Итог: хронический стресс, депрессия, разочарование в жизни. Так что единственный критерий, с которым стоит считаться, - собственный интерес к профессии.
Миф № 3. Если выпускник точно не знает, чем заниматься после окончания училища, он может пойти туда же, куда пойдет друг или подруга. В компании надежнее, да и поддержка обеспечена.
Вот уж нет! Профессию человек должен выбирать по своему вкусу и «размеру». Стадное чувство лишает возможности объективно оценить собственные силы, правильно ориентироваться в жизни, заниматься самосовершенствованием.
Миф № 4. Главное, чтобы профессия нравилась! Остальное неважно.
А что стоит за этим «нравилась»? Может быть, молодого человека привлекает только внешняя атрибутика будущей карьеры? Между тем любая профессия имеет и свои минусы. Так, за аплодисментами и букетами актеров прячутся изнурительные многочасовые репетиции, зависимость от режиссеров, физические и психологические перегрузки, а подчас и непонимание зрителей. За успешностью бизнесменов – выматывающая работа, бешеная конкуренция, а иной раз и риск для жизни.
Выбирая профессию, полезно спросить себя: готов ли к тому, чтобы принять не только ее «светлые», но и «теневые» стороны? От ошибок с выбором спасает максимальная информированность о рассматриваемой профессии. Сведения могут содержаться в рассказах знакомых, телепередачах, книжках и журналах, в интернете. Суммировав полученные из источников знания, вы и ваши дети сможете понять, стоит этим заниматься или нет.
Миф № 5. Выбор профессии – сугубо личное дело. Никто в этом помочь не может.
Решать, кем быть, конечно, молодому человеку следует самостоятельно. Но перед этим очень полезно воспользоваться советами профессионалов. Специалисты помогут школьнику составить максимально точное представление о той или иной специальности, оценить, обладает ли он необходимыми для нее качествами.
Цель психодиагностики – не выдача готового рецепта «кем быть и чем заниматься», а стимулирование у
подростка процесса самопознания, самоанализа.
Миф № 6. Лишь бы в институт поступить. Остальное – дело наживное.
Действительно, иногда любовь к профессии приходит по мере погружения в нее. Но существует подводный камень, о который разбилось много иллюзий. Называется он «профессиональная пригодность». Очень важно, чтобы было соответствие между личностными особенностями человека и характеристиками его будущей профессии.
Разумеется, пылкая любовь к своему делу творит чудеса и порой преображает человека до неузнаваемости. Но открытый, трезвый взгляд на проблемы, с которыми придется столкнуться в той или иной профессии, страхует от стрессов, разочарований, неуспешности
Время ответственности
С 23.00 до 6.00 время ответственности родителей
Помните: нахождение детей одних вне дома в ночное время небезопасно и поэтому ограничено законодательством
Несовершеннолетние в возрасте до 16 лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с 23.00 до 6.00 часов утра вне жилища без родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.
Сотрудниками органов внутренних дел в случае задержания несовершеннолетних в неустановленное для прогулок время будет выяснено имя, дата рождения и данные о регистрации по месту жительства подростка, а также его родителей, опекунов или попечителей. После чего в течение трех часов малолетний нарушитель должен быть передан родителям, опекуну или попечителю либо по их поручению совершеннолетнему лицу. Если не установят родителей или близких людей подростка, представитель РОВД доставит его в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства.
Каждые папа и мама должны:
- Знать, где находится его ребёнок;
- Сопровождать в период с 23.00 до 6.00 часов детей в возрасте до 16 лет, находящихся вне жилища, либо обеспечить их сопровождение совершеннолетними лицами (ч.2 статьи 103 Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка»);
- Неисполнение указанной обязанности влечёт наложение штрафа на родителей до 2 базовых величин, повторно - до 5 базовых величин (статья 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
23.00!!!
А ВАШИ ДЕТИ ДОМА?